Экстремист, бунтарь, гомофоб, провокатор, мизантроп, маргинал, разгневанный радикал, очередной enfant terrible, терроризирующий истеблишмент — такова реакция общественности на творчество Гаспара Ноэ. Все это в какой-то мере можно отнести к его фильмам, но это слишком поверхностная оценка, не исчерпывающая и 5% творческих устремлений Ноэ.
Если бы Ноэ ограничился в «Необратимости» только описанием изнанки глянца — парижские трущобы, наркоманы и сутенеры, геи и лесбиянки, трансвеститы и добропорядочные буржуа без привычных «дневных» масок, агрессия и насилие — его можно было бы упрекнуть в излишнем экстремизме и человеконенавистничестве. Однако он делает не ознакомительную докуметалку о социальном дне, от ужасов которого в любой момент можно дистанцироваться, находясь на другом конце социальной лестницы. Он делает психоделическое путешествие в наше подсознание, в псевдореальный и галлюциногенный мир, от которого дистанцироваться невозможно, это наши страхи и наши сны. Словами профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах (М.А.Булгаков, «Собачье сердце»). И именно невозможность отвернуться от этих страхов так шокирует публику.
Ноэ великолепен и абсолютно виртуозен. Фильм начинается с кровавой, агрессивной, «варварской», красно-черной и абсолютно мужской галлюцинации (сна), в которой зритель присутствует в качестве духа, вместе с камерой паря в пространстве. Здесь клоака города с самыми грязными секретами и ад подсознания с самыми страшными инстинктами, с бьющим по нервам желтым и красным неоном и дребезжащим звуком. «Не город, а царство педиков», как комментирует кто-то из персонажей. В этой псевдореальности кто-то постоянно напоминает, что настоящий мужчина обязан найти насильника и отомстить. В этой части собран весь тестостерон фильма, насилие над главной героиней и ответная месть в форме брутальных разборок. Кстати, в сцене насилия в тоннеле камера, напротив, мертво фиксирована и неподвижна, и мы на время цепенеем вместе с ней.
Очень постепенно, откручивая события назад, где-то ко второй половине фильма Ноэ выводит нас на более-менее твердую почву реальности. В равновесный в координатах инь-ян мир. Александра (Моника Белуччи) со своим бывшим бойфрендом Пьером (Альбер Дюпонтель) и нынешним Маркусом (Венсан Кассель) едут на вечеринку. Здесь камера не кружится в пространстве, картинка «устойчивая», цвет и свет не раздражают, обстановка вполне нейтральная и комфортная, вокруг пассажиры подземки. Пикантна, но впрочем, вполне буржуазно-благопристойна, только беседа — краткий путеводитель по интимной жизни. Вопреки своей краткости она в некотором роде стоит многостраничной библии секса, поскольку содержит две-три основополагающие здравые заповеди. Сценарные диалоги, как следует из интервью, были весьма лаконичны и актеры в кадре импровизировали «на тему».
Еще немного назад — и мы оказываемся в начале истории и в начале рокового вечера. Мирная, благополучная, любящая красивая пара в уютном и дорогом доме, выдержанном в пастельных тонах, с обилием светильников с мягким светом, зеленью за окном. Все дышит расслабленной чувственностью. Но это обманчивое спокойствие уже содержит в себе будущий кошмар — Алекс рассказывает, что видела неприятный сон про красный тоннель, который ломается пополам, а Маркус мимоходом упоминает, что не прочь заняться с ней анальным сексом. Несколько раньше Алекс рассказывает мужчинам, что читает книгу, в которой постулируется, что будущее предначертано и содержится в настоящем. Собственно этот красный тоннель и эти сексуальные фантазии Ноэ и обыгрывает, перефразируя, в первой части фильма. Вообще тему снов и подсознания/сознания Ноэ педалирует постоянно по ходу фильма, и не только визуально. Алекс рассказывает свой сон, Пьер делится, что ему снится, что он спит. Маркусу в первой красно-черной «серии» говорят, что он слишком вялый и должен проснуться. Сам Маркус бросает реплику — мое сознание как чистая горная река.
В самом конце Ноэ опять погружает нас в сон (видение), но теперь уже женский и самодостаточный, сон Алекс, альтернативный первому «урбанистическому», с зелеными лужайками, голубым небом в нежных облаках, играющими детьми, ее собственной беременностью и постером «2001: Космической одиссея» Кубрика (истории о том, кто мы и зачем мы). И опять мы кружимся вместе с камерой как бесплотный дух, а Ноэ позволяет нам несколько расслабиться. Этот финал определенно контрастирует с представлением о режиссере как экстремисте и террористе. Такую концовку мог сделать скорее мессия, вложив в нее несложный и гуманный посыл — жизнь хрупка, безоблачное счастье лишь миг, а время разрушает все. Небрежно оброненное слово, импульсивное действие, глупая мелочь и нелепая фантазия могут необратимо нарушить это хрупкое равновесие. В мгновение человек может потерять все, что имеет. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В.Гете, «Фауст»). В самом начале фильма произносится фраза «нужно помнить о радости», и к этому же настрою мы возвращаемся, сделав круг.
Выбор Моники Белуччи и Венсана Касселя на роли главных героев почти безальтернативен. Моника по архетипу — Мадонна. Как Мадонны Рафаэля. Сложно представить, что к ней может прилипнуть мирская грязь, в какую бы среду она не попала, чем бы не занималась, и какой бы «буржуазной сукой» ее не называли в фильме. В Венсане заключена слегка дьявольская харизма. Их союз как брак монахини с сатаной, невинности и искушенного насилия и порока. Здесь все это как нельзя более кстати. Алекс по сюжету несколько слишком идеальна для своего партнера Маркуса, который может быть внимателен и заботлив, но чаще предпочитает быть «клоуном», «обезьяной», «придурком», озабоченным подростком и крайним эгоистом. И Алекс для него иногда не более чем «прекрасная вещь». Собственно ее раздражение его шутовством и заставило ее выйти одной на злые улицы, что стало отправной точкой катастрофы. В какой-то степени Пьер — зеркальное отражение Маркуса и лучшее, что есть в нем, ангельская и альтруистическая часть его подсознания. Но это деление на абсолютно, и когда Маркус в первой адреналиновой галлюцинации в какой-то момент сам становится беспомощной жертвой, он делегирует свои полномочия мстителя Пьеру, и тот оказывается едва ли не главным бепредельщиком во всей истории.
Известная радикальность фильма и его отчасти сюрреалистическая и отчасти постмодернистская форма делают его очень современным произведением. Но так ли далеко Ноэ ушел от старой доброй классики? Напомню, сколько жестокости и агрессии хотя бы у графа Толстого в «дамском» романе «Анна Каренина». Появление Анны на страницах романа совпадает с дурным предзнаменование — путевого обходчика на вокзале пополам переезжает паровозом, и почти буквально та же участь уготована самой Анне. Анне тоже снятся кошмары, есть и «красный» кошмар, в котором лохматый карлик что-то колдует в темном углу и бормочет по-французски «родами, родами умрете матушка». И она едва не умирает, несколько дней остается в горячечном галюциногенном бреду, в котором пытается примирить и свести воедино своих мужчин, мужа и любовника. Позже окончательно подсаживается на морфий, а Толстой не раз упоминает о ее «демонах» и разорванности сознания. Граф Вронский успевает в неудачном падении на скачках сломать шею любимой лошади Фру-Фру и это метафора его отношений с Анной; позже неудачно стреляется. Анна ломает жизнь и карьеру двум светским баловням, блестящему офицеру Алексею Вронскому и не менее блестящему государственному чиновнику Алексею Каренину. Представляю, какую психоделию мог бы сделать из Толстого Гаспар Ноэ!
В целом фильм визуально безупречный, очень изобретательный, чувственный, с живым современным саундтреком и классикой Бетховена. Сюжет столько же простой, сколько и невероятный. В целом это кропотливая, изящная, эстетская и глубокая работа, сделанная мастером, который сам писал сценарий, снимал и монтировал картину. Смотреть непременно!!
Рецензия к фильму "Необратимость" от Constance
Психоделическое путешествие
Просмотров: 19139
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 16)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 200
Constance (Киноакадемик), постов: 17493
2 сентября 2013 в 16:35
| |
![]() ![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013 в 16:22 это же твой конкурент он сделает всё чтобы очернить тебя в глазах здешних обитателей. Дорогие мои, я здесь ни с кем не конкурирую и идеологическими диверсиями не занимаюсь. И "карьеру" себе на сайте не делаю. Мне вполне хватает моей состоявшейся профессиональной карьеры, широкого круга личного общения и комплексами я не страдаю. Выплескиваю свой киношный позитив и, если получается, дополнительную информацию для киноманов, например, о свежих фильмах. И вообще я сегодня здесь, а завтра уже далёко. |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013 в 16:32
| |
![]() 13 ![]() ![]() |
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013 в 16:31 ну признайся где ты вычитываешь все эти фразы? Самому интересно) Может вы гипотезу предложите?:)) |
ЛЕОН (Зритель), постов: 78
2 сентября 2013 в 16:31
| |
|
Hasanov писал(а) 2 сентября 2013 в 16:24 Похоже вы из-за конкурса считаете, что все стали конкурентами. Или опять мои слова непонятны или откуда-нибудь ... ну признайся где ты вычитываешь все эти фразы? |
Sharlto (Критик), постов: 2464
2 сентября 2013 в 16:24
| |
![]() |
Отличная рецензия. Ссылка на Каренина отлично. Настоящий рецензент. 10 |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013 в 16:24
| |
![]() 13 ![]() ![]() |
ЛЕОН писал(а) 2 сентября 2013 в 16:22 это же твой конкурент он сделает всё чтобы очернить тебя в глазах здешних обитателей. Похоже вы из-за конкурса считаете, что все стали конкурентами. Или опять мои слова непонятны или откуда-нибудь взяты?))) |
ЛЕОН (Зритель), постов: 78
2 сентября 2013 в 16:22
| |
|
Constance писал(а) 2 сентября 2013 в 16:09 Я вас умоляю! Умом, видимо, не вышла я, раз не могу ВСЕМ абсолютно объяснить то, что мне кажется очевидным. И не ... это же твой конкурент он сделает всё чтобы очернить тебя в глазах здешних обитателей. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17493
2 сентября 2013 в 16:21
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
ЛеМур писал(а) 2 сентября 2013 в 15:58 Если бы все было настолько прозрачно и настолько по-русски, как вы говорите, то поверьте, вопросов бы не возникало.
... Собственно и негативной ноты не увидела, так, легкая пикировка. Но все же не удержусь, поскольку Вы опять передернули. Я не сказала, что у Вас неправильно устроены могзи, сказала : "мозги у всех устроены ПО-РАЗНОМУ". У меня-то точно излишне одиозно и не мейнстримовски, но меняться уже поздно. Еще раз хорошего вечера и да, позитива. |
THX (Критик), постов: 13980
2 сентября 2013 в 16:20
| |
![]() 15 ![]() ![]() |
Хватит вам |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013 в 16:19
| |
![]() 13 ![]() ![]() |
Mr.Aufiderze писал(а) 2 сентября 2013 в 16:16 Сейчас многие так реагируют на критику и т.д. не то что раньше, зашел не так давно на один старый форум, читал тему ... Вот именно:) |
Mr.Aufiderze (Критик), постов: 8595
2 сентября 2013 в 16:16
| |
![]() 13 ![]() |
Hasanov писал(а) 2 сентября 2013 в 15:51 Не ожидал именно от вас такого негатива и оскорблений. Неужели мы умом не вышли? Сейчас многие так реагируют на критику и т.д. не то что раньше, зашел не так давно на один старый форум, читал тему 2002 года, так там приятно комментарии людей читать, я даже забыл как это было без троллинга, который сейчас куда не плюнь |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
![]() Сегодня в 19:10
| |
Какая могучая работа:) Большое человеческое спасибо от всех мужиков:)
|
![]() Сегодня в 19:08
| |
"чудесно подобранное муз сопровождение, усиливающее эффект от каждой сцены" Мне, кстати, одному показалось, что при написании клавишной музыки ... [читать далее]
|
![]() Сегодня в 19:01
| |
Отыграл он конечно, смешно. Но это не тянет даже на номинацию. В ОвГ в схожем комедийном амплуа он смотрелся намного органичнее, чем здесь. И роль Рика ... [читать далее]
|
![]() Сегодня в 18:59
| |
Ну пусть на 3 части и закончат. Лучше Кэмерон снимай другие крутые фильмы...
|
![]() Сегодня в 18:53
| |
Лишнее подтверждение тому, что все ее революционные убеждения сводятся лишь к неконтролируемому желанию сеять хаос и разрушения. СПОЙЛЕРЫ!
Ей ... [читать далее] |
George (Киноакадемик), постов: 10607
Сегодня в 18:44
| |
Лео здесь внёс сильную энергетику, сатирическую прежде всего (эти разговоры с оператором и чертов пароль - не знаю кто бы это так отыграл), единственное ... [читать далее]
|
George (Киноакадемик), постов: 10607
Сегодня в 18:40
| |
Запасной спасительный вариант на случай, если её поймают.
|
John23 (Критик), постов: 29279
Сегодня в 18:32
| |
Если коротко, то не плохо. Актёры хороши, операторская работа крепкая; повествование динамичное - заскучать не успеете, постоянно с кем-то перестреливаются ... [читать далее]
|
drakula (Критик), постов: 31523
Сегодня в 18:29
| |
VistaVision ещё раз
|
John23 (Критик), постов: 29279
Сегодня в 18:25
| |
СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ!
СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! СПОЙЛЕРЫ! Я вот не понял, зачем эта чёрненькая стала трахаться с персонажем Пена? Могла ведь просто ... [читать далее] |
Фильм месяца
Дата выхода: | 10 октября 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, приключения, триллер, фантастика |
Режиссер: | Хоаким Роннинг |
В главных ролях: | Ивэн Питерс, Грета Ли |
Реклама
1 | Нэчжа побеждает Царя драконов | 9.2 |
---|---|---|
2 | Девочка, покорившая время | 8.73 |
3 | Ночи Кабирии | 8.42 |
4 | Порко Россо | 7.83 |
5 | Мелочи жизни | 7.64 |
1 | Кончится лето | 7.15 |
---|---|---|
2 | Огниво | 7.05 |
3 | Финист. Первый богатырь | 6.62 |
4 | Батя 2: Дед | 6.5 |
5 | Последний ронин | 6.5 |
1 | Одиссея | 9.53 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.89 |
5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.5 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.45 |
4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.4 |
5 | Форрест Гамп | 9.4 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.46 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.17 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.96 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.46 |
---|---|---|
2 | Место встречи изменить нельзя | 9.38 |
3 | Игра престолов | 9.27 |
4 | Михайло Ломоносов | 9.25 |
5 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
Самые обсуждаемые материалы
Крупнейший видеохостинг согласился выплатить 24,5 миллиона действующему президенту
Продюсер Элайн Ван дер Велден была вынуждена ответить на критику со стороны актеров
Третья часть грандиозного кинопроекта Джеймса Кэмерона будет чуть короче второй
Наши рекорды