Экстремист, бунтарь, гомофоб, провокатор, мизантроп, маргинал, разгневанный радикал, очередной enfant terrible, терроризирующий истеблишмент — такова реакция общественности на творчество Гаспара Ноэ. Все это в какой-то мере можно отнести к его фильмам, но это слишком поверхностная оценка, не исчерпывающая и 5% творческих устремлений Ноэ.
Если бы Ноэ ограничился в «Необратимости» только описанием изнанки глянца — парижские трущобы, наркоманы и сутенеры, геи и лесбиянки, трансвеститы и добропорядочные буржуа без привычных «дневных» масок, агрессия и насилие — его можно было бы упрекнуть в излишнем экстремизме и человеконенавистничестве. Однако он делает не ознакомительную докуметалку о социальном дне, от ужасов которого в любой момент можно дистанцироваться, находясь на другом конце социальной лестницы. Он делает психоделическое путешествие в наше подсознание, в псевдореальный и галлюциногенный мир, от которого дистанцироваться невозможно, это наши страхи и наши сны. Словами профессора Преображенского: разруха не в клозетах, а в головах (М.А.Булгаков, «Собачье сердце»). И именно невозможность отвернуться от этих страхов так шокирует публику.
Ноэ великолепен и абсолютно виртуозен. Фильм начинается с кровавой, агрессивной, «варварской», красно-черной и абсолютно мужской галлюцинации (сна), в которой зритель присутствует в качестве духа, вместе с камерой паря в пространстве. Здесь клоака города с самыми грязными секретами и ад подсознания с самыми страшными инстинктами, с бьющим по нервам желтым и красным неоном и дребезжащим звуком. «Не город, а царство педиков», как комментирует кто-то из персонажей. В этой псевдореальности кто-то постоянно напоминает, что настоящий мужчина обязан найти насильника и отомстить. В этой части собран весь тестостерон фильма, насилие над главной героиней и ответная месть в форме брутальных разборок. Кстати, в сцене насилия в тоннеле камера, напротив, мертво фиксирована и неподвижна, и мы на время цепенеем вместе с ней.
Очень постепенно, откручивая события назад, где-то ко второй половине фильма Ноэ выводит нас на более-менее твердую почву реальности. В равновесный в координатах инь-ян мир. Александра (Моника Белуччи) со своим бывшим бойфрендом Пьером (Альбер Дюпонтель) и нынешним Маркусом (Венсан Кассель) едут на вечеринку. Здесь камера не кружится в пространстве, картинка «устойчивая», цвет и свет не раздражают, обстановка вполне нейтральная и комфортная, вокруг пассажиры подземки. Пикантна, но впрочем, вполне буржуазно-благопристойна, только беседа — краткий путеводитель по интимной жизни. Вопреки своей краткости она в некотором роде стоит многостраничной библии секса, поскольку содержит две-три основополагающие здравые заповеди. Сценарные диалоги, как следует из интервью, были весьма лаконичны и актеры в кадре импровизировали «на тему».
Еще немного назад — и мы оказываемся в начале истории и в начале рокового вечера. Мирная, благополучная, любящая красивая пара в уютном и дорогом доме, выдержанном в пастельных тонах, с обилием светильников с мягким светом, зеленью за окном. Все дышит расслабленной чувственностью. Но это обманчивое спокойствие уже содержит в себе будущий кошмар — Алекс рассказывает, что видела неприятный сон про красный тоннель, который ломается пополам, а Маркус мимоходом упоминает, что не прочь заняться с ней анальным сексом. Несколько раньше Алекс рассказывает мужчинам, что читает книгу, в которой постулируется, что будущее предначертано и содержится в настоящем. Собственно этот красный тоннель и эти сексуальные фантазии Ноэ и обыгрывает, перефразируя, в первой части фильма. Вообще тему снов и подсознания/сознания Ноэ педалирует постоянно по ходу фильма, и не только визуально. Алекс рассказывает свой сон, Пьер делится, что ему снится, что он спит. Маркусу в первой красно-черной «серии» говорят, что он слишком вялый и должен проснуться. Сам Маркус бросает реплику — мое сознание как чистая горная река.
В самом конце Ноэ опять погружает нас в сон (видение), но теперь уже женский и самодостаточный, сон Алекс, альтернативный первому «урбанистическому», с зелеными лужайками, голубым небом в нежных облаках, играющими детьми, ее собственной беременностью и постером «2001: Космической одиссея» Кубрика (истории о том, кто мы и зачем мы). И опять мы кружимся вместе с камерой как бесплотный дух, а Ноэ позволяет нам несколько расслабиться. Этот финал определенно контрастирует с представлением о режиссере как экстремисте и террористе. Такую концовку мог сделать скорее мессия, вложив в нее несложный и гуманный посыл — жизнь хрупка, безоблачное счастье лишь миг, а время разрушает все. Небрежно оброненное слово, импульсивное действие, глупая мелочь и нелепая фантазия могут необратимо нарушить это хрупкое равновесие. В мгновение человек может потерять все, что имеет. «Мгновенье, прекрасно ты, продлись, постой!» (И.В.Гете, «Фауст»). В самом начале фильма произносится фраза «нужно помнить о радости», и к этому же настрою мы возвращаемся, сделав круг.
Выбор Моники Белуччи и Венсана Касселя на роли главных героев почти безальтернативен. Моника по архетипу — Мадонна. Как Мадонны Рафаэля. Сложно представить, что к ней может прилипнуть мирская грязь, в какую бы среду она не попала, чем бы не занималась, и какой бы «буржуазной сукой» ее не называли в фильме. В Венсане заключена слегка дьявольская харизма. Их союз как брак монахини с сатаной, невинности и искушенного насилия и порока. Здесь все это как нельзя более кстати. Алекс по сюжету несколько слишком идеальна для своего партнера Маркуса, который может быть внимателен и заботлив, но чаще предпочитает быть «клоуном», «обезьяной», «придурком», озабоченным подростком и крайним эгоистом. И Алекс для него иногда не более чем «прекрасная вещь». Собственно ее раздражение его шутовством и заставило ее выйти одной на злые улицы, что стало отправной точкой катастрофы. В какой-то степени Пьер — зеркальное отражение Маркуса и лучшее, что есть в нем, ангельская и альтруистическая часть его подсознания. Но это деление на абсолютно, и когда Маркус в первой адреналиновой галлюцинации в какой-то момент сам становится беспомощной жертвой, он делегирует свои полномочия мстителя Пьеру, и тот оказывается едва ли не главным бепредельщиком во всей истории.
Известная радикальность фильма и его отчасти сюрреалистическая и отчасти постмодернистская форма делают его очень современным произведением. Но так ли далеко Ноэ ушел от старой доброй классики? Напомню, сколько жестокости и агрессии хотя бы у графа Толстого в «дамском» романе «Анна Каренина». Появление Анны на страницах романа совпадает с дурным предзнаменование — путевого обходчика на вокзале пополам переезжает паровозом, и почти буквально та же участь уготована самой Анне. Анне тоже снятся кошмары, есть и «красный» кошмар, в котором лохматый карлик что-то колдует в темном углу и бормочет по-французски «родами, родами умрете матушка». И она едва не умирает, несколько дней остается в горячечном галюциногенном бреду, в котором пытается примирить и свести воедино своих мужчин, мужа и любовника. Позже окончательно подсаживается на морфий, а Толстой не раз упоминает о ее «демонах» и разорванности сознания. Граф Вронский успевает в неудачном падении на скачках сломать шею любимой лошади Фру-Фру и это метафора его отношений с Анной; позже неудачно стреляется. Анна ломает жизнь и карьеру двум светским баловням, блестящему офицеру Алексею Вронскому и не менее блестящему государственному чиновнику Алексею Каренину. Представляю, какую психоделию мог бы сделать из Толстого Гаспар Ноэ!
В целом фильм визуально безупречный, очень изобретательный, чувственный, с живым современным саундтреком и классикой Бетховена. Сюжет столько же простой, сколько и невероятный. В целом это кропотливая, изящная, эстетская и глубокая работа, сделанная мастером, который сам писал сценарий, снимал и монтировал картину. Смотреть непременно!!
Рецензия к фильму "Необратимость" от Constance
Психоделическое путешествие
Просмотров: 18817
Оценка читателей: 9,5 из 10 (голосов 16)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 200
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 16:13
| |
![]() ![]() 13 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 16:09 Я вас умоляю! Умом, видимо, не вышла я, раз не могу ВСЕМ абсолютно объяснить то, что мне кажется очевидным. И не ... Я ж говорю, нам не понять, удаляемся:) |
Constance (Киноакадемик), постов: 17348
2 сентября 2013, 16:09
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
Hasanov писал(а) 2 сентября 2013, 15:51 Не ожидал именно от вас такого негатива и оскорблений. Неужели мы умом не вышли? Я вас умоляю! Умом, видимо, не вышла я, раз не могу ВСЕМ абсолютно объяснить то, что мне кажется очевидным. И не понимаю, почему очень предметный и почти приватный разговор двух женщин оскорбителен для Вас лично и для пользователей сайта? Что Ваше воображение увидело между строк? |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 15:59
| |
![]() 13 ![]() ![]() |
ЛеМур писал(а) 2 сентября 2013, 15:58 Если бы все было настолько прозрачно и настолько по-русски, как вы говорите, то поверьте, вопросов бы не возникало.
... Надо учить великий и могучий:) |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
2 сентября 2013, 15:58
| |
![]() 15 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 15:46 И в рецензии, и в моих комментариях все абсолютно прозрачно и абсолютно по-русски. Если бы Вы внимательнее читали, ... Если бы все было настолько прозрачно и настолько по-русски, как вы говорите, то поверьте, вопросов бы не возникало.
Подытожу нашу беседу : я страдаю от невнимательности и неправильно устроенного мозга, а у вас все прекрасно :) На этой позитивной ноте предлагаю закончить, потому что не вижу смысла дальше продолжать разговор с вами :) |
Hasanov (Критик), постов: 13885
2 сентября 2013, 15:51
| |
![]() 13 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 15:46 И в рецензии, и в моих комментариях все абсолютно прозрачно и абсолютно по-русски. Если бы Вы внимательнее читали, ... Не ожидал именно от вас такого негатива и оскорблений. Неужели мы умом не вышли? |
Constance (Киноакадемик), постов: 17348
2 сентября 2013, 15:46
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
ЛеМур писал(а) 2 сентября 2013, 15:03 Вопрос был адресован вам, как автору рецензии, и я надеялась на то, что вы дадите мне ответ. Если вы не в состоянии ... И в рецензии, и в моих комментариях все абсолютно прозрачно и абсолютно по-русски. Если бы Вы внимательнее читали, то не задавали бы лишних вопросов. Впрочем, мозги у всех устроены по-разному. То, что одному кажется ни к селу, ни к городу, для другого соль вещей. Удачи и хорошего вечера |
ЛеМур (Критик), постов: 2155
2 сентября 2013, 15:03
| |
![]() 15 ![]() ![]() |
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 14:16 О том, как именно Ноэ терроризирует истеблишмент, спросите у тех журналистов и критиков, которые его в этом "уличают". ... Вопрос был адресован вам, как автору рецензии, и я надеялась на то, что вы дадите мне ответ. Если вы не в состоянии этого сделать, зачем тогда писать об этом в рецензии?
Забавно, что ссылка на Каренину всем кажется лишней, но по вашим словам, таковой не является :) Не стоит приписывать мне агрессию, которой нет и в помине. А то, что вам показалось - всего лишь ваши фантазии. Я не бьюсь с вами за место под солнцем. Очень странно, что вы это так воспринимаете. |
Constance (Киноакадемик), постов: 17348
2 сентября 2013, 14:37
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
Jay писал(а) 2 сентября 2013, 14:31 ээээээээ а почему именно Толстой а не маркиз де Сад? Потому что маркиз де Сад - очевидное сравнение, а мне нужна была абсолютная альтернатива, которая с ходу и в голову не придет. И, судя по реакции читателей, я попала в точку |
Jay (Киноман), постов: 7609
2 сентября 2013, 14:31
| |
![]() 14 ![]() |
Constance писал(а) 2 сентября 2013, 14:16 О том, как именно Ноэ терроризирует истеблишмент, спросите у тех журналистов и критиков, которые его в этом "уличают". ... ээээээээ а почему именно Толстой а не маркиз де Сад? |
Constance (Киноакадемик), постов: 17348
2 сентября 2013, 14:16
| |
![]() 12 ![]() ![]() ![]() |
ЛеМур писал(а) 2 сентября 2013, 11:50 И к чему эти намеки? Тем более, что они, простите за выражение, ни к селу, ни к городу.
И еще, мне интересно, каким ... О том, как именно Ноэ терроризирует истеблишмент, спросите у тех журналистов и критиков, которые его в этом "уличают". Это почти цитаты. И, как очевидно из рецензии, я с ними не согласна. А намеки к тому, что ссылка на Каренину всем кажется лишней, но сделана сознательно, потому что любой свободно мыслящий человек во все времена - это подрыватель сложившегося порядка. И даже классик граф Толстой, кажется, расположившийся на другом полюсе культурного пространства относительно Ноэ, им был. И как ни странно, общего у русского писателя позапрошлого века и франц. кинорежиссера начала 3-го тысячелетия больше, чем у Ноэ с Рёфном, например. Ваша агрессивность вызвана агрессивной подкладкой фильма?? Или Вам кажется, что я претендую на Ваше пространство?Расслабтесь |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 7992
сегодня, 15:39
| |
При всем уважении, эта женщина написала "Проклятое дитя", так что...
|
drakula (Критик), постов: 31433
сегодня, 15:22
| |
Озолин? Я его обожаю за его фриковатый чувство юмора.
В драм фильме его совсем не вижу |
JENIK (Критик), постов: 7236
сегодня, 15:19
| |
Как бы не вышла такая поделка, как никчёмные Фантастические Твари или Кольца власти...
|
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26724
сегодня, 15:16
| |
говорит, но у нас тут все строго: "здесь не Вьетнам, тут есть правила")
|
JENIK (Критик), постов: 7236
сегодня, 15:08
| |
Во Флэше зато было Мы в квадрате, так как там два Эзры было!
|
DarkKnight77 (Критик), постов: 11512
сегодня, 15:04
| |
Ну понятно
|
yrenson (Киноакадемик), постов: 9114
сегодня, 14:55
| |
И вот ещё, почему оно говорит "Я",а не "Мы"? Вылечили что-ли?
|
yrenson (Киноакадемик), постов: 9114
сегодня, 14:53
| |
Ну, велком, как говорят) Только сниматься не надо)
|
yrenson (Киноакадемик), постов: 9114
сегодня, 14:51
| |
Там,между строк,есть ещё мелкий шрифт-"Фух! Теперь хоть отстанут от меня и не будут заставлять ещё что-то писать!" :)
|
yrenson (Киноакадемик), постов: 9114
сегодня, 14:49
| |
Вот то что написала Кейси Блойс, эм...она вообще читала хоть одну книгу? О какой любви она говорит, к кого к кому? И кто же там когда принял себя??? Кароч,звук ... [читать далее]
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 20 июня 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | драма, комедия, мультфильм, приключения, семейный, фантастика, фэнтези |
Режиссер: | Эдриан Молина |
В главных ролях: | Йонас Кибриб, Зои Салдана |
Реклама
1 | Порко Россо | 7.83 |
---|---|---|
2 | Мелочи жизни | 7.64 |
3 | Анора | 7.5 |
4 | Кончится лето | 7.5 |
5 | Рейс навылет | 7.29 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Красный шелк | 7.5 |
3 | Кончится лето | 7.5 |
4 | Батя 2: Дед | 7.2 |
5 | Огниво | 7.05 |
1 | Одиссея | 9.69 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.09 |
4 | Формула 1 | 9.08 |
5 | Дикая банда | 8.89 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
3 | Терминатор 2: Судный день | 9.43 |
4 | Форрест Гамп | 9.4 |
5 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.44 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.11 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.40 |
---|---|---|
2 | Игра престолов | 9.21 |
3 | Если наступит завтра | 9.07 |
4 | Место встречи изменить нельзя | 9.00 |
5 | Семнадцать мгновений весны | 8.96 |
Самые обсуждаемые материалы
Спортивная драма получила высокие оценки западных кинокритиков
Спустя полвека после выхода фильма "Чклюсти" пора болеть за правильного персонажа
Новый постер намекает на трагическую судьбу персонажа Элли Фаннинг
Награждения
Наши рекорды