px

Хьюстон, у нас проблемы!

07.10.2013
Хьюстон, у нас проблемы!
О фильме "Гравитация" в 2013 году принято писать, как о покойнике, либо хорошо, либо никак. "Самый рейтинговый" кинопроект года, "Лучший фильм о космосе", "Лучший стереоскопический фильм вообще", - какими только терминами не сопровождался прокат этой картины. Однако при всех плюсах новой работы Альфонсо Куарона мало у кого хватает смелости признать, что "Гравитация" выглядит выдающейся работой лишь на фоне тотального засилья кинокомиксов разного класса, всевозможных сиквелов и приквелов, соревнующихся между собой в убогости конвертации в стерео.

Оставим в стороне вкусовщину и даже научную аккуратность происходящего на экране. Хотя даже человеку не сильно сведущему в истории освоения околоземного пространства должно быть ясно, что ни при каких обстоятельствах астронавты, занимавшиеся обслуживанием телескопа Hubble, не могут попасть на МКС с помощью персонального комплекса маневрирования. Хотя бы потому, что орбиты этих объектов лежат в разной плоскости, и Hubble находится от Земли на расстоянии около 560 километров, а МКС - 420 километров. Все это, конечно, ерунда для "лучшего фильма о космосе".

Но вот чтобы объективно оценить "величие" "Гравитации" стоит поговорить о том, как создавался фильм и сравнить процесс со съемками другой известной картины, в которой тоже фигурировал как космос, так и вполне реальные космические аппараты. Речь об "Аполлоне 13".

Итак, создатели "Гравитации" с самого начала пытались потрясти наше воображение рассказами о сложности съемочной площадки, о страданиях исполнительницы главной роли Сандры Баллок, вынужденной по несколько часов в день проводить в замкнутом пространстве, о сценах без монтажных склеек и стереоскопии, которая опередила свое время. И вся эта "няшность" за скромные по нынешним меркам 100 миллионов долларов.

Увы, при всем богатстве фантазии у автора этих строк не получается осознать, в чем сегодня заключается сложность создания CGI-космоса и красочных разрушений, равно как и степень героизма Баллок, снимавшейся в специально созданном макете. И вот почему.

Создавая фильм "Аполлон 13", Рон Ховард требовал от своих актеров предельной реалистичности. С этой целью исполнители главных ролей Том Хэнкс, Кевин Бейкон и Билл Пэкстон были командированы в тренировочный центр астронавтов в Хантсвилле, где настоящий командир "Аполлона 13" Джим Ловелл обучал их управлять Командным и Лунным модулями. Актеры были вынуждены выучить предназначение более 500 кнопок и переключателей в макетах аппаратов.

Затем все они были отправлены в космический центр имени Джонсона, где прошли курс тренировок на летающих лабораториях КС-135, которые используются для симуляции состояния невесомости. В дальнейшем NASA разрешила использовать эти авиалайнеры для съемок самого фильма. В одном из них были воссозданы в натуральную величину интерьеры Командного и Лунного модулей, и все "космические" эпизоды создавались именно в нем.

Здесь стоит учесть, что такие самолеты, летающие по параболе, могут обеспечить состояние невесомости лишь в течение 25 секунд. Рон Ховард заставил своих актеров испытывать это состояние в течение 54-х минут! Нетрудно подсчитать, сколько "парабол" пришлось пережить Хэнксу, Бейкону и Пэкстону, зато вся "космическая невесомость" в "Аполлоне 13" абсолютно натуральная.

В свою очередь, Эд Харрис, игравший руководителя полета, и остальные актеры, изображавшие инженеров и диспетчеров, были вынуждены пройти полноценный курс обучения и даже сдать экзамен, результаты которого поразили даже бывалых "космических волков".

Рон Ховард отказался от использования настоящего Центра управления полетов, который NASA была согласна предоставить в его распоряжение, и выстроил его точную копию. Настолько точную, что на всех рабочих местах были идентичные ЦУПовским средства связи, мониторы, и тому подобное. Кроме этого, для съемок были созданы по два полноразмерных макета Командного и Лунного модулей, различные фрагменты которых могли демонтироваться для осуществления съемок под разными углами. Копии скафандров, в которые были облачены актеры, были столь точными, что даже снабжались системами вентиляции, аналогичными тем, что применялись на "Аполлоне 13".

Все авианосцы, стартовые комплексы, сборочные цеха ракетоносителя "Сатурн 5" были настоящими, без единого кадра, нарисованного на компьютере. Да, и стоило все это... 52 миллиона долларов. Стартовые сборы "Аполлона 13" составили 46 миллионов долларов, естественно, без всяческих наценок за стереоскопию, а финальные - 355 миллионов долларов. Фильм получил девять номинаций на "Оскар". Его рейтинг на Rotten Tomatoes составлял 95 процентов.

Увы, через 18 лет "лучшим фильмом о космосе" считается картина, 60 процентов которой - чистая мультипликация, и 40 процентов - студийные съемки с помощью "очень сложных механических конструкций".

Хьюстон, у нас и правда проблемы.

Автор: Andrew


Всего комментариев: 179
Сейчас на сайтеAndrew (Главный редактор), постов: 73216
7 октября 2013, 18:04
Аватарка пользователя Andrew
Maxxx писал(а) 7 октября 2013, 17:55
та кому это важно как снимался ваш Аполлон скажите?кому??мне не важно как снималась Гравитация!!я просто в восторге ...
Когда вы говорите что-то вроде "да кому важно, как снимался", дальше уже разговор бессмысленный:)

Сейчас на сайтеAndrew (Главный редактор), постов: 73216
7 октября 2013, 18:03
Аватарка пользователя Andrew
AleX писал(а) 7 октября 2013, 17:55
И это не мешает вам восторгаться Аватаром где наверное 90 процентов CGI мультипликации.
"Аватар" - фантастический фильм от начала до конца:) Так что сравнение не в кассу. В "Гравитации", как и в "Аполлоне 13" речь идет о реальных космических аппаратах. И дело не в эффектах, как таковых, а именно о том, как просто теперь сойти за "шедевр":)

Maxxx (Критик), постов: 5250
7 октября 2013, 18:01
Аватарка пользователя Maxxx
Больше 11 лет на сайте
11
да и мнение Кэмерона я лучше послушаю потому-что он прав!!и потому-что он лучше знает нежели другие...

Maxxx (Критик), постов: 5250
7 октября 2013, 17:59
Аватарка пользователя Maxxx
Больше 11 лет на сайте
11
даже не сомневался что будет напечатана эта статья!как так когда только вышел трейлер фильм сразу попал в чёрный список Andrew!!просто название видимо не понравилось!!как вссегда вообщем!

Maxxx (Критик), постов: 5250
7 октября 2013, 17:55
Аватарка пользователя Maxxx
Больше 11 лет на сайте
11
та кому это важно как снимался ваш Аполлон скажите?кому??мне не важно как снималась Гравитация!!я просто в восторге от этого фильма и сегодня ходил во второй раз!!самый красивый фильм из всех что я видел!!а это всё придирки!!Аполлон смотрел...до Гравитации очень очень далеко!!

AleX (Критик), постов: 8895
7 октября 2013, 17:55
Аватарка пользователя AleX
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
И это не мешает вам восторгаться Аватаром где наверное 90 процентов CGI мультипликации.

Freeztimes (Зритель), постов: 131
7 октября 2013, 17:53
Аватарка пользователя Freeztimes
Увы но это только ваше мнение,практически все известные режисеры критики говорят о нем как о лучшем фильме про космос, ,безсомнения Аполлон13 хороший фильм но мне было скучно когда я его смотрел,но до уровня Гравитации не дотягивает,да сценарий игра актеров очень и другое очень важно,на самое главное для чего и придумали кино- это удивлять

Kanaff (Зритель), постов: 2222
7 октября 2013, 17:53
Аватарка пользователя Kanaff
Больше 12 лет на сайте
12
Ну что удивительного?! Чем дальше, тем больше будет компьютерной графики.

Dean24 (Критик), постов: 4638
7 октября 2013, 17:52
Аватарка пользователя Dean24
Больше 12 лет на сайте
12
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Пойду за попкорном)

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Фильм месяца
Постер к фильму Сто лет тому вперед
Дата выхода: 18 апреля 2024
Страна: Россия
Жанр:приключения, семейный, фантастика
Режиссер:Александр Андрющенко
В главных ролях:Дарья Верещагина, Марк Эйдельштейн
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер не будет снимать свой десятый фильм о кинокритике
Кассовые сборы фильма "Дюна: Часть вторая" почти достигли 700 миллионов
Выпущен первый трейлер российского сериала "Игры"
Награждения
Наши рекорды