Рецензия к фильму "Солярис" от George

Границы человеческого (на конкурс)

Легко ли было древним размышлять о Вселенной?! Пользуясь наблюдениями, логикой - создавать свою картину мира?! И развеяв все сомнения, перейти к более сложному вопросу - познанию самого себя. Но философия уступила место науке, человек отправился в космос и его перестало волновать внутреннее "я".

Начав осваивать околоземное пространство, люди хотели подтвердить или опровергнуть уже сложившиеся представления о космосе. Любопытство всегда подкреплялось страхами (например, чувством одиночества): Бога не нашли, но стали искать другой инопланетный разум, существование которого не ставилось под сомнение. Эти идеи подхватили писатели-фантасты и они еще сильнее стали проникать в массовое сознание людей. Станислав Лем написал повесть "Солярис" (1960 год) о первом внеземном контакте. Но что могло сравниться с количеством читателей - только количество кинозрителей. Сюжет просился на большой экран.

Книги польского писателя пользовались огромным успехом в Советском Союзе. Но за экранизацию взялся далеко "не советский" режиссер - Андрей Тарковский. Прославившись своей дебютной работой "Иваново детство" ("Золотой Лев" в Венеции) и сняв средневековую драму "Андрей Рублев" - режиссер стал выходить на свой "космический" уровень. Но его новый фильм жутко не понравился Станиславу Лему, из-за чего они переругались. Здесь неуместно ставить вопрос о том, что "книга лучше фильма" - идиома, растерявшая всякий смысл. Позволю себе небольшое отступление на эту тему. Во-первых, в таких случаях всегда просматривается преданность к первоисточнику - в любой его форме (ведь фильм никогда не ставят выше литературной основы, либо наоборот - не считают новеллизацию оригинальной картины более удачной?!). Во-вторых, это типичное обобщение: что лучше - литература или кино? Тарковский не пытался следовать каждой букве текста, передать то же ощущение от книги и сохранить концепцию Лема неизменной - он выдвигал и развивал собственные идеи на основе сюжетной фабулы повести.

В далеком будущем есть наука соляристика, занимающаяся изучением планеты Солярис - эфемерной массы жидких газов, вращающихся по кругу. Как с ней установить связь - не представляется возможным. Рядом находится научная станция. Там случился инцидент, связанный с пропажей одного из членов экипажа. А его напарник, вернувшись на Землю, поведал научной конференции о странных вещах, творящихся на планете - растущие деревья, четырехметровый голый ребенок. Все пришли к выводу, что это следствие галлюцинаций. Разобраться с ситуацией на месте, где осталось трое человек, отправляют психолога Криса Кельвина. Там он понимает, что Солярис может материализовывать твои страхи, а также чувства стыда или вины в конкретных образах. И он встречает свою жену, полгода назад покончившей жизнь самоубийством после ссоры с Крисом.

Одной из главных причин ссоры Тарковского с Лемом было то, что режиссер не делал ставку на эффектное и масштабное изображение космоса, космической станции и корабля. Ведь все это распыляет внимание зрителя. Основные составляющие фильма - это идеи, переданные через диалоги персонажей и фирменный стиль постановщика: медитативное течение кадров, живописность, выразительность и предметная насыщенность картинки. Камерное пространство, его замкнутость (на станции) способствует психологическому воздействию как на героев, так и на зрителя. Тандем режиссера с оператором Вадимом Юсовым творит невероятные вещи с восприятием. Гипнотически-медленное горизонтальное движение камеры, круговое вращение, застывшие лица людей то из прошлого, то из настоящего, волновой прилив и отлив психоделической музыки. Этот трехмерный транс открывает зрителю четвертое измерение, в котором он окончательно теряет связь с реальностью.

Ассоциативные кадры, абстрактные и конкретные образы, культурный контекст, выраженный в репликах героев и предметной среде - как магические формулы летают перед глазами. Область непознаваемого засасывает как огромная черная дыра, новые знания рождают миллиарды новых вопросов, расширяя представления о мире и сужая познавательные возможности человека.

Тарковский с опаской наблюдает за прогрессом, позволяющим заглянуть в сокровенные тайны природы. Новая ступень знаний неизменно трансформирует нравственный облик человека. В фильме четко противопоставлено человеческое начало и механическое. Человека всюду окружают произведения искусства (звучит фа-минорная хоральная прелюдия Баха, переложенная композитором Эдуардом Артемьевым, кабинет на станции полон книг - мы видим страницы Дон Кихота, копию Венеры Милосской, герои говорят о Толстом, Достоевском, Ницше). Накопленный человечеством культурный опыт облагораживает и возвышает его внутренний мир, насыщает эмоциями, заставляет чувствовать. Но это утратило свое значение с развитием технологий (в картине есть место обсуждению современной науки - может она быть нравственной или способна доводить только до Хиросимы?!).

Так чего ожидать от встречи с внеземным разумом? Готов ли человек столкнуться с эфемерной субстанцией, вспышки активности которой влияют на него непредсказуемым способом? Или же все хотят увидеть материальные существа, отвечающие общепринятым представлениям - зеленоватых существ, может даже с щупальцами, которые прибудут к нам с посланием (расшифрованным нашими лингвистами) о том, - кто она такие, откуда прилетели? И что-то поведают о нас самих (все-таки люди рассматривают их в качестве возможных создателей). Но за этими космическими открытиями люди теряет человеческое начало, забывают простые истины о самой Земле. А недоступный пониманию внеземной разум может послужить лишь катализатором к самоанализу человека - существу, изучению которого можно посвятить сотни и тысячи томов литературы.
Именно об этом "Солярис" Тарковского!
Автор: George   (всего рецензий: 10, средняя оценка: 9.73)
20.02.2017
Просмотров: 8419
Оценка читателей: 9,8 из 10 (голосов 10)
Катинка для ВК
Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 47
brune (Глава Киноакадемии), постов: 26978
20 февраля 2017 в 22:45
Аватарка пользователя brune
Больше 16 лет на сайте
16
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 20 февраля 2017 в 22:36
Для каждого фильма индивидуально! Хотя да, чаще получается именно так. Просто для меня главное постановка, посыл, ...
Я с тобой в целом согласна - не актеры делают фильм, а именно режи. Но порой бывает, что фильм помнит исключительно благодаря актерам и тем образам, которые они создали. Недавно говорила о каком-то ооочнь известном фильме (вылетел из головы) и поняла, что понятия не имею, кто его снял. Помню только из-за актеров.

George (Киноакадемик), постов: 10607
20 февраля 2017 в 22:36
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 20 февраля 2017 в 22:20
Да я понимаю, что не уместились)). Ты так обычно и пишешь - с предысторией и основным посылом-сердцевиной. Тебя "винтики" ...
Для каждого фильма индивидуально! Хотя да, чаще получается именно так. Просто для меня главное постановка, посыл, художественная особенность (я могу отметить сильную актёрскую работу, но не хочу уделять этому много времени). Всё-таки подобного рода фильмы - это режиссёрский бенефис, а не актёрский (не в укор последним сказано).

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26978
20 февраля 2017 в 22:20
Аватарка пользователя brune
Больше 16 лет на сайте
16
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 20 февраля 2017 в 22:02
Спасибо! Банионис, Наталья Бондарчук, любимый Тарковским Солоницын, Николай Гринько, Юри Ярвет - безусловно, прекрасны. ...
Да я понимаю, что не уместились)). Ты так обычно и пишешь - с предысторией и основным посылом-сердцевиной. Тебя "винтики" не волнуют))

George (Киноакадемик), постов: 10607
20 февраля 2017 в 22:03
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
CaptainPirog писал(а) 20 февраля 2017 в 21:42
"существу, изучению которого можно посвятить сотни и тысячи томов литературы" а можно и 1 словом, и не спорьте ...
Что одним словом - охарактеризовать человека?

George (Киноакадемик), постов: 10607
20 февраля 2017 в 22:02
Аватарка пользователя George
Больше 9 лет на сайте
9
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
brune писал(а) 20 февраля 2017 в 21:44
Поняла, что смотрела Солярис еще неразумным ребенком, надо бы пересмотреть. За это - спасибо.
Заставила улыбнуться ...
Спасибо! Банионис, Наталья Бондарчук, любимый Тарковским Солоницын, Николай Гринько, Юри Ярвет - безусловно, прекрасны. Но в фильме настолько сильно дирижёрское управление, что никто не перетягивает на себя одеяло, не выделяется даже по-актёрски, - всё жёстко подчинено именно режиссуре. Поэтому сосредоточил внимание именно на ней. Лема я не выделял особо (просто отметил как автора повести). При желании, кто заинтересуется фильмом - могут ознакомиться и с актёрами. Просто не умещались они у меня (я всегда связываю предложение с предложением, абзац с абзацем, не мог так резко написать: кстати, снимались такие-то такие-то))

brune (Глава Киноакадемии), постов: 26978
20 февраля 2017 в 21:44
Аватарка пользователя brune
Больше 16 лет на сайте
16
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Поняла, что смотрела Солярис еще неразумным ребенком, надо бы пересмотреть. За это - спасибо.
Заставила улыбнуться твоя пасхалка в конце о щупальцах и лингвистах))
Несмотря на глубокую и прекрасно написанную работу, считаю, что не упоминать актеров, неправильно. Солярис - это не только Лем и Тарковский. Это - в первую очередь потрясающий и надрывный внутри Банионис. Но все равно 10))

CaptainPirog (Критик), постов: 5037
20 февраля 2017 в 21:42
Аватарка пользователя CaptainPirog
Больше 14 лет на сайте
14
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
"существу, изучению которого можно посвятить сотни и тысячи томов литературы" а можно и 1 словом, и не спорьте )

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.



Jon Smith (Киноакадемик), постов: 6783
Вчера в 23:34
Jon Smith
...в итоге за всех получил Л.Хэмилтон

Обидно (:

Forest gamer (Киноман), постов: 1820
Вчера в 23:23
Forest gamer
Вы удивитесь, но в реальной Ф1 так и происходит.
Сколько пилотов на слабых машинах случайно выигрывали гонки. Дождевые условия, когда лидеры сталкивались ... [читать далее]

ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 12822
Вчера в 23:20
ANAMAZINGMAN
Ну и Мейсон Теммз здесь больше тянет на Иккинга, чем в Как приручить дракона)

ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 12822
Вчера в 23:19
ANAMAZINGMAN
Как и у многих фильмов Скотта Дерриксона, отличные идеи похоронены под тонной всевозможных клише и тропов. Сама по себе идея общения с прошлыми жертвами ... [читать далее]

ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 12822
Вчера в 23:10
ANAMAZINGMAN
Спасибо за подарок на Хэллоуин)

ANAMAZINGMAN (Киноакадемик), постов: 12822
Вчера в 23:09
ANAMAZINGMAN
А если у творческого состава отсутствуют страницы на сайте, что тогда? Мм?))

Black (Админ), постов: 3882
Вчера в 23:09
Black
Поправили название

Jon Smith (Киноакадемик), постов: 6783
Вчера в 23:00
Jon Smith
...обзоры наше все! К сериалу нет интереса:) Я также лучше что другое посмотрю.

yrenson (Киноакадемик), постов: 9720
Вчера в 22:58
yrenson
Пустой фильм,только съёмки красивые. Единственный вывод я сделал так это то,что в этом спорте можно пол сезона быть в конце и всё-таки взять 1 место. Смысл ... [читать далее]

Kent S (Киноакадемик), постов: 38124
Вчера в 22:55
Kent S
Будь Кавилл, я бы глянул 4 сезон. Но без него нет. Обзор потом гляну на весь сезон ахахах



Фильм месяца
Постер к фильму Хищник: Планета смерти
Реклама
Самые обсуждаемые материалы
Киноакадемики издания KinoNews.
Это не провал, так как все сделано по рабочей схеме, но и не полноценный шаг вперед
Странное кастинговое решение для сиквела "Страстей Христовых" вызвало протесты
Наши рекорды