Помнится, шесть лет тому назад (боже, как бежит время) автор этих строк писал рецензию на фильм "Темный рыцарь". Текст был о Готэме и готэмцах, но самой вкусной его частью был, разумеется, Джокер и, очень конспективно, его психологический профиль. Джокер — дьявол и темная лошадка, трикстер и аватар Локи, воплощение злой иронии судьбы, коварного и гениального озорства, ум без ответственности, играющий по своим правилам, не ради злого умысла, но исключительно ради игры и веселья, с обширным чувством черного юмора (вот оно стэндап-шоу от злобного шута без тормозов) и при этом редким честолюбием. Неотъемлемая черта Джокера - полная анонимность и отсутствие прошлого, и это главная интрига DC, которую убил Филлипс. При этом Джокер харизматичный и стильный джентльмен, по щелчку соблазняющий своего психиатра Харли, что осталось за рамками "Темного рыцаря", но все держат в голове, как и тот факт, что Хит был на тот момент секс символом своего поколения. Джокер Леджера по сути канон - жестокий, хладнокровный, изобретательный, не безумный, но явно иррациональный.
Тодд Филлипс как будто предлагает зрителю предтечу этого Джокера. "Открой тайну, несчастный, открой тайну" - но дверка открылась совершенно другая и два персонажа (Леджера и Феникса) оказались никак не преемственны друг другу, а во многом антиподы.
Канонический Джокер Леджера опасен, персонаж Феникса жалок. Джокер Леджера неустанный манипулятор, который с помощью пары пуль и канистры горючего ставит на уши весь Готэм, сталкивает всех лбами, несложными пасами извлекает на свет демонов Белого рыцаря Готэма, делая его маньяком, и т. д. Джокер Феникса пассивная жертва обстоятельств, дикий зверек, кусающий руку, загнавшую его в угол. Джокер Леджера вполне мачо — Джокер Феникса абсолютно не состоятелен как мужчина, т. е.как добытчик и производитель, возможно, и гомосексуален. Канонический Джокер Леджера мечтает увидеть мир в огне, сугубо ради грандиозности зрелища — Джокер Феникса тихо мечтает лишь о том, чтобы его заметили, заметили само собой доброжелательно. Трансформация одного Джокера в другого невозможна, как не может унылый меланхолик ни при каких обстоятельствах стать креативным уравновешенным сангвиником или не менее креативным неуравновешенным холериком.
Несколько слов об исполнителях этой иконы поп-культуры. Леджер бесстрашно взял на себя стопроцентную ответственность за персонаж, создал его с нуля, а не занимался скучным обживанием готовых апартаментов, приготовленных для него сценаристом и режиссером. Он стал Джокером, а не играл в него. Находиться с ним рядом в образе Джокера на съемочной площадке было весьма некомфортно и жутковато со слов коллег-актеров. Забавно, что это же самое говорили коллеги Билла Скарсгарда на съемках истории еще одного клоуна "Оно". Феникс не брал на себя ответственности хотя бы потому, что Филлипс списал своего Джокера с фрика и аутиста Феникса. Не удивлюсь, если режиссер ходил в процессе подготовки сценария по пятам за своим прототипом как когда-то Кейси Аффлек за Фениксом снимая псевдодокументалку "Я все еще здесь". Леджер вывернул себя наизнанку, перезагрузился полностью и предложил миру то, чего не существовало ранее. Он абсолютно органичен, потому что живет во вновь обретенной собственной ипостаси. Феникс во многом воспроизводит своих прежних персонажей-фриков, начиная с Джимми Эмметта в "Умереть во имя" и вплоть до Фредди в "Мастере", и моментами теряет почву под ногами и связь со своим персонажем, в которого играет, талантливо, нет спору, но с пробуксовками. Иррациональность поступков у Джокера Леджера идет от природного стиля мышления, только ему понятного, иррациональность Джокера Феникса идет от потерянности и утраты нити повествования. Забавно, что Джек Николсон попал на роль Джокера у Бертона, как и Феникс у Филлипса, тоже по прецеденту — пропуском стала его улыбка клинического психопата в "Сиянии". В итоге его Джокер довольно ординарен и никак не воплощенное безумие, скорее нарциссизм и пижонство, и несет на себе печать заслуженного артиста всея Америки Николсона со следами мании величия, который снизошел до участия в комиксах за беспрецедентный гонорар.
Многие критики пишут, что Хоакин Феникс гениально совместил в своем персонаже двух людей — Артура Флека и Джокера. Учитывая всё вышесказанное, "любые совпадения с реальными событиями и реальными персонажами города Готэма следует считать случайными", и из двух остается только Артур Флек, "бедный недоносок", обреченный на хождение по мукам, который всеми фибрами жаждет внимания, сочувствия, жалости, адресованной ему улыбки общества и скромного места под солнцем в этом самом обществе, которое его топчет. Попробовал бы кто-нибудь пожалеть Джокера Леджера!
Флек Феникса пополняет своей ролью галерею "тихих" и ярких психопатов кинематографа, многие их которых стали необратимой жертвой детских психологических травм, и оказывается в совершенно элитной актерской команде (Джилленхолл, МакЭвой, Бейл и т.д.) . Гуинплен в "Человек, который смеется" 1928, обезображенный в детстве, жертва козней злобного королевского шута. Марк из "Подглядывающего" 1960 — забитый молодой человек, жертва психологических экспериментов отца, убивающий женщин и фиксирующий момент убийства на пленку. Патрик Бейтман ("Американский психопат" 2000) — молодой человек с раздвоением личности, безупречный и успешный конформист при свете дня, зверствующий по ночам для разрядки; своеобразная репетиция Кристиана Бейла перед нолановским Бэтманом. Брюс Робертсон ("Грязь" 2013) — полицейский с диагнозом клиническая шизофрения, без тормозов и моральных принципов, страдающий от безумных галлюцинаций. Луи Блум ("Стрингер" 2013) — циник и беспредельщик, легко переступающий границы морали. Серийный убийца Джерри из ленты "Голоса" 2014 - душевно больной молодой человек, который живет в состоянии нескончаемой галлюцинации, обнаруживая в моменты просветления страшную правду о себе. Джек из ленты "Дом, который построил Джек " 2018 — вот кстати своего рода Джокер, имея в виду изобретательность и полную абсурдность убийств. С определенного ракурса в этом списке лишним не окажется и Майкл Трэвис ("О,счастливчик" 1973), жизненный путь которого пролегает от одной передряги к другой, но нужно сохранять хорошую мину при плохом раскладе и улыбку сквозь слезы. Все эти ленты балансируют на грани социального манифеста и индивидуального психоанализа (истории одного безумия), как и Джокер Филлипса. А вот к перезагрузке комикса в ленте Филлипса остаются вопросы и претензии.
Не стоит даже повторять, что лента хороший трибьют авторскому Голливуду, что это театр одного актера, которого моральный долг перед покойным братом заставляет играть вдвое круче и страннее, что операторская работа и саундтрек на высоте…
К сожалению, не успела посмотреть ленту второй раз, но непременно это сделаю. Место Джокера в моей киновселенной уже 10 лет без остатка заполнено Леджером, но кто знает…
P.S. Почему Филлипс во время рекламной компании так часто упоминал "Таксиста" Скорсезе? Артур Флек никого не спасает, только себя любимого, в отличие от Треэвиса Бикла. А вот Феникс спасает, в другой роли, в ленте "Тебя никогда здесь не было". У Филлипса так все перемешалось в голове?
Год выхода: | 2019 |
Жанр: | драма, кинокомикс, криминал, приключения, триллер |
Страна: | США |
Рейтинг: |
Рецензия к фильму "Джокер" от Constance
Некоторые заметки о Джокере
Просмотров: 4786
Оценка читателей: 9,41 из 10 (голосов 17)

Подписывайтесь на нашу группу KinoNews.ru ВКонтакте, чтобы оперативно следить за нашими новостями.
Всего комментариев: 129
George (Киноакадемик), постов: 10601
7 октября 2019, 11:56
| |
![]() ![]() 9 ![]() ![]() |
darkwhite писал(а) 7 октября 2019, 11:54 А он вполне отличный провокатор. Все его провокации сработали кроме последней. Провокации для чего? Себя повеселить? Это очень удобный прием - наделить героя все крутыми качествами, но при этом ничено не объясняя; что, откуда, почему? Просто оно есть. |
George (Киноакадемик), постов: 10601
7 октября 2019, 11:54
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
George писал(а) 7 октября 2019, 11:45 Слишком все упрощаешь. Тоже самое можно применить к Джокеру Леджера, если его воспринимать не как абстрактное ... Если у него не было личных мотивов, то это чистой воды Раскольников. Придумал у себя в каморке теорию "кары божьей" за человеческое несовершенство, вышел на улицу, совершил преступление и в итоге проиграл всем. Стоила игра свеч?
У Филиппса город катится в тартарары, у Нолана в людях есть добро, поэтому хэппи-эндом все закончим и никаких проблем больше не будет. Но в реальной жизни хэппи-энда что-то не наступает. |
darkwhite (Критик), постов: 31952
7 октября 2019, 11:54
| |
![]() 14 |
George писал(а) 7 октября 2019, 11:45 Слишком все упрощаешь. Тоже самое можно применить к Джокеру Леджера, если его воспринимать не как абстрактное ... А он вполне отличный провокатор. Все его провокации сработали кроме последней. |
LivEricsen2 (Критик), постов: 3532
7 октября 2019, 11:47
| |
![]() 9 |
George писал(а) 7 октября 2019, 11:45 Слишком все упрощаешь. Тоже самое можно применить к Джокеру Леджера, если его воспринимать не как абстрактное ... Не стоит искать истины в комиксах) Это лишь аттракцион, не более |
George (Киноакадемик), постов: 10601
7 октября 2019, 11:45
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 11:29 Ой, такие проблемы есть у всех стран. Политики редко думают о народе. А обращать внимание на отдельную личночность ... Слишком все упрощаешь. Тоже самое можно применить к Джокеру Леджера, если его воспринимать не как абстрактное вселенское зло, а как человека. Ему что неймётся? Там ведь тоже убежденность, что цивилизованные люди сожрут друг друга при первой опасности. Где он нахватался этих мыслей, если по Готэму этого и не скажешь? Анархистов начитался?? |
TREADSTONE (Критик), постов: 24614
7 октября 2019, 11:29
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
George писал(а) 7 октября 2019, 11:19 Изначально у него была нестабильная психика, которой нужен толчок, чтобы превратить его в Джокера. Он же сам говорил, ... Ой, такие проблемы есть у всех стран. Политики редко думают о народе. А обращать внимание на отдельную личночность точно не станут. Да, нетерпимость к инвалидам это проблема, но из-за насмешок людей убивать? Уэйн что должен был отсыпать деньжат, просто потому что Артур несчастен и он хочет быть комиком? Да, есть грешки и за Томасом, но не такие, за которые стоит устраивать бунт. В общем, мотивация и предыстория этого Джокера какая-то мелочная. Не уровень такого образа. Не чувствуется в нем серьезного злодея, преступника, который способен на многое. Очередной неравновеенный псих, жалеющий себя и обвиняющий во всех бедах других, а не себя. |
George (Киноакадемик), постов: 10601
7 октября 2019, 11:19
| |
![]() 9 ![]() ![]() |
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 11:13 Да, в конце он просто чеславный убийца. Но на убийства его Уэйн не толкал. Никто насильно не заставлял жать на курок. ... Изначально у него была нестабильная психика, которой нужен толчок, чтобы превратить его в Джокера. Он же сам говорил, что будет, если такого как он поместить в такое общество. Уэйн виноват в сокращении расходов города, общество в том, что смеялись над Артуром, над его болезнью. Никто его не слушал, не жалел, кроме матери, и то..известно что)) Его же и на шоу пригласили, чтобы высмеять его, а не посмеяться над шутками. И как тут общество не причем? На улицах грязь, безработица, нашествие крыс, а людям лишь бы поржать. |
darkwhite (Критик), постов: 31952
7 октября 2019, 11:15
| |
![]() 14 |
TREADSTONE писал(а) 7 октября 2019, 11:13 Да, в конце он просто чеславный убийца. Но на убийства его Уэйн не толкал. Никто насильно не заставлял жать на курок. ... Я бы это охарактеризовал как мартышке в руки дали пистолет |
TREADSTONE (Критик), постов: 24614
7 октября 2019, 11:13
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
George писал(а) 7 октября 2019, 11:03 Общество превратило его в убийцу. Это же во всем выражалось - от власти в лице Уэйна до его коллег по работе, которые ... Да, в конце он просто чеславный убийца. Но на убийства его Уэйн не толкал. Никто насильно не заставлял жать на курок. Состояние его матери точно под вопросом. Как и правдивость ее слов. Не буду вдаваться в детали. У Артура нарцизизм сто ли. Он словно кричал "ну посмотрите на меня.Ну посмотрите!!!". Он не умел себя объективно оценить со стороны. Просто капризный мальчик в теле мужика. Исходя из такой характеристики Артура, Джокер не внушает и не впечатляет ни образом, ни действиями. Он сам себя породил. Общество ни при чем. |
Stefa (Киноакадемик), постов: 22694
7 октября 2019, 11:13
| |
![]() 12 ![]() ![]() |
Andrew писал(а) 7 октября 2019, 11:08 Спасибо. Фильм, конечно, слабый. Феникс - прекрасен в любой роли:) Слабый фильм?;) |
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Зарегистрируйтесь или введите свой ник и пароль.
Главные материалы сайта:
ladavazo (Новичок), постов: 1
сегодня, 5:50
| |
Не знаю кому как но мне первые 3 серии не зашли,какое то все наивное ,перепрыгивающее из одного в третье,Ожидал большего но когда узнал что 8 серий то все,чем ... [читать далее]
|
George (Киноакадемик), постов: 10601
сегодня, 4:51
| |
Почему ты Гарнер пропустила??
|
George (Киноакадемик), постов: 10601
сегодня, 4:49
| |
Ок, парочку было. Но они не были основным страхом фильма.
|
McMuffinn (Критик), постов: 8573
сегодня, 2:19
| |
“ Без резких бу-эффектов”
Ну, это вы загнули. Я с ходу могу перечислить 4-5 скримеров, которые исполнены в духе Заклятия. Да, это не единственное, что ... [читать далее] |
McMuffinn (Критик), постов: 8573
сегодня, 2:16
| |
О каноне тут речь скорее шла непосредственно про персонажа Супермена. А Перри Уайта ещё с ЧиСа заделали в афроамериканцы.
|
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 8458
сегодня, 0:22
| |
Как раз про Перри серию Смолвиля смотрю, вот совпадение ахахах
|
Dienn (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 8458
сегодня, 0:19
| |
Ну, хорошее дело сделали. Хочется верить, что со всей ответственностью к этому выбору подошли
|
yrenson (Киноакадемик), постов: 9388
вчера, 23:52
| |
Долго же Айгер репу чесал. - А где все пацаны? Чо они не ходят в кино? Почему? Что не так-то?
|
isi (Зритель), постов: 1763
вчера, 23:44
| |
Долго выводил, но в какой то момент это должно было ударить по нему самому…
|
McMuffinn (Критик), постов: 8573
вчера, 23:43
| |
Так Лекс и не боялся Супермена, а просто завидовал. Лекс, не смотря на все свои достижения и открытия оставался в тени Супермена.
|
Фильм месяца
Дата выхода: | 4 сентября 2025 |
Страна: | США |
Жанр: | боевик, кинокомикс, комедия, триллер |
Режиссер: | Макон Блэр |
В главных ролях: | Питер Динклэйдж, Кевин Бейкон |
Реклама
1 | Девочка, покорившая время | 8.52 |
---|---|---|
2 | Жизнь Чака | 8.42 |
3 | Порко Россо | 7.83 |
4 | Мелочи жизни | 7.64 |
5 | Анора | 7.5 |
1 | Лунтик. Возвращение домой | 7.8 |
---|---|---|
2 | Кончится лето | 7.15 |
3 | Огниво | 7.05 |
4 | Финист. Первый богатырь | 6.75 |
5 | Затерянные | 6.67 |
1 | Одиссея | 9.53 |
---|---|---|
2 | Биошок | 9.19 |
3 | Грань Будущего 2 | 9.05 |
4 | Дикая банда | 8.89 |
5 | Проект "Аве Мария" | 8.75 |
1 | Властелин колец 3: Возвращение Короля | 9.48 |
---|---|---|
2 | Терминатор 2: Судный день | 9.43 |
3 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
4 | Властелин колец 2: Две крепости | 9.39 |
5 | Форрест Гамп | 9.38 |
1 | Побег из Шоушенка | 9.43 |
---|---|---|
2 | Крестный отец | 9.15 |
3 | Темный рыцарь | 9.12 |
4 | Крестный отец 2 | 8.88 |
5 | 12 разгневанных мужчин | 9.15 |
1 | Во все тяжкие | 9.43 |
---|---|---|
2 | Место встречи изменить нельзя | 9.30 |
3 | Игра престолов | 9.24 |
4 | Гордость и предубеждение | 9.13 |
5 | В поисках капитана Гранта | 9.09 |
Самые обсуждаемые материалы
Создатель провальной киновсленной DC лишился поддержки крупнейшего стриминга
Фильм Зака Снайдера остается самым кассовым фильмом о Супермене в мире
"Одна битва за другой" стартует даже хуже "Убийства цветочной луны"
Награждения
Наши рекорды