Меню сайта
На главную страницу

Рецензия к фильму "Джокер" от Constance

Некоторые заметки о Джокере

Помнится, шесть лет тому назад (боже, как бежит время) автор этих строк писал рецензию на фильм "Темный рыцарь". Текст был о Готэме и готэмцах, но самой вкусной его частью был, разумеется, Джокер и, очень конспективно, его психологический профиль. Джокер — дьявол и темная лошадка, трикстер и аватар Локи, воплощение злой иронии судьбы, коварного и гениального озорства, ум без ответственности, играющий по своим правилам, не ради злого умысла, но исключительно ради игры и веселья, с обширным чувством черного юмора (вот оно стэндап-шоу от злобного шута без тормозов) и при этом редким честолюбием. Неотъемлемая черта Джокера - полная анонимность и отсутствие прошлого, и это главная интрига DC, которую убил Филлипс. При этом Джокер харизматичный и стильный джентльмен, по щелчку соблазняющий своего психиатра Харли, что осталось за рамками "Темного рыцаря", но все держат в голове, как и тот факт, что Хит был на тот момент секс символом своего поколения. Джокер Леджера по сути канон - жестокий, хладнокровный, изобретательный, не безумный, но явно иррациональный.
Тодд Филлипс как будто предлагает зрителю предтечу этого Джокера. "Открой тайну, несчастный, открой тайну" - но дверка открылась совершенно другая и два персонажа (Леджера и Феникса) оказались никак не преемственны друг другу, а во многом антиподы.
Канонический Джокер Леджера опасен, персонаж Феникса жалок. Джокер Леджера неустанный манипулятор, который с помощью пары пуль и канистры горючего ставит на уши весь Готэм, сталкивает всех лбами, несложными пасами извлекает на свет демонов Белого рыцаря Готэма, делая его маньяком, и т. д. Джокер Феникса пассивная жертва обстоятельств, дикий зверек, кусающий руку, загнавшую его в угол. Джокер Леджера вполне мачо — Джокер Феникса абсолютно не состоятелен как мужчина, т. е.как добытчик и производитель, возможно, и гомосексуален. Канонический Джокер Леджера мечтает увидеть мир в огне, сугубо ради грандиозности зрелища — Джокер Феникса тихо мечтает лишь о том, чтобы его заметили, заметили само собой доброжелательно. Трансформация одного Джокера в другого невозможна, как не может унылый меланхолик ни при каких обстоятельствах стать креативным уравновешенным сангвиником или не менее креативным неуравновешенным холериком.
Несколько слов об исполнителях этой иконы поп-культуры. Леджер бесстрашно взял на себя стопроцентную ответственность за персонаж, создал его с нуля, а не занимался скучным обживанием готовых апартаментов, приготовленных для него сценаристом и режиссером. Он стал Джокером, а не играл в него. Находиться с ним рядом в образе Джокера на съемочной площадке было весьма некомфортно и жутковато со слов коллег-актеров. Забавно, что это же самое говорили коллеги Билла Скарсгарда на съемках истории еще одного клоуна "Оно". Феникс не брал на себя ответственности хотя бы потому, что Филлипс списал своего Джокера с фрика и аутиста Феникса. Не удивлюсь, если режиссер ходил в процессе подготовки сценария по пятам за своим прототипом как когда-то Кейси Аффлек за Фениксом снимая псевдодокументалку "Я все еще здесь". Леджер вывернул себя наизнанку, перезагрузился полностью и предложил миру то, чего не существовало ранее. Он абсолютно органичен, потому что живет во вновь обретенной собственной ипостаси. Феникс во многом воспроизводит своих прежних персонажей-фриков, начиная с Джимми Эмметта в "Умереть во имя" и вплоть до Фредди в "Мастере", и моментами теряет почву под ногами и связь со своим персонажем, в которого играет, талантливо, нет спору, но с пробуксовками. Иррациональность поступков у Джокера Леджера идет от природного стиля мышления, только ему понятного, иррациональность Джокера Феникса идет от потерянности и утраты нити повествования. Забавно, что Джек Николсон попал на роль Джокера у Бертона, как и Феникс у Филлипса, тоже по прецеденту — пропуском стала его улыбка клинического психопата в "Сиянии". В итоге его Джокер довольно ординарен и никак не воплощенное безумие, скорее нарциссизм и пижонство, и несет на себе печать заслуженного артиста всея Америки Николсона со следами мании величия, который снизошел до участия в комиксах за беспрецедентный гонорар.
Многие критики пишут, что Хоакин Феникс гениально совместил в своем персонаже двух людей — Артура Флека и Джокера. Учитывая всё вышесказанное, "любые совпадения с реальными событиями и реальными персонажами города Готэма следует считать случайными", и из двух остается только Артур Флек, "бедный недоносок", обреченный на хождение по мукам, который всеми фибрами жаждет внимания, сочувствия, жалости, адресованной ему улыбки общества и скромного места под солнцем в этом самом обществе, которое его топчет. Попробовал бы кто-нибудь пожалеть Джокера Леджера!
Флек Феникса пополняет своей ролью галерею "тихих" и ярких психопатов кинематографа, многие их которых стали необратимой жертвой детских психологических травм, и оказывается в совершенно элитной актерской команде (Джилленхолл, МакЭвой, Бейл и т.д.) . Гуинплен в "Человек, который смеется" 1928, обезображенный в детстве, жертва козней злобного королевского шута. Марк из "Подглядывающего" 1960 — забитый молодой человек, жертва психологических экспериментов отца, убивающий женщин и фиксирующий момент убийства на пленку. Патрик Бейтман ("Американский психопат" 2000) — молодой человек с раздвоением личности, безупречный и успешный конформист при свете дня, зверствующий по ночам для разрядки; своеобразная репетиция Кристиана Бейла перед нолановским Бэтманом. Брюс Робертсон ("Грязь" 2013) — полицейский с диагнозом клиническая шизофрения, без тормозов и моральных принципов, страдающий от безумных галлюцинаций. Луи Блум ("Стрингер" 2013) — циник и беспредельщик, легко переступающий границы морали. Серийный убийца Джерри из ленты "Голоса" 2014 - душевно больной молодой человек, который живет в состоянии нескончаемой галлюцинации, обнаруживая в моменты просветления страшную правду о себе. Джек из ленты "Дом, который построил Джек " 2018 — вот кстати своего рода Джокер, имея в виду изобретательность и полную абсурдность убийств. С определенного ракурса в этом списке лишним не окажется и Майкл Трэвис ("О,счастливчик" 1973), жизненный путь которого пролегает от одной передряги к другой, но нужно сохранять хорошую мину при плохом раскладе и улыбку сквозь слезы. Все эти ленты балансируют на грани социального манифеста и индивидуального психоанализа (истории одного безумия), как и Джокер Филлипса. А вот к перезагрузке комикса в ленте Филлипса остаются вопросы и претензии.
Не стоит даже повторять, что лента хороший трибьют авторскому Голливуду, что это театр одного актера, которого моральный долг перед покойным братом заставляет играть вдвое круче и страннее, что операторская работа и саундтрек на высоте…
К сожалению, не успела посмотреть ленту второй раз, но непременно это сделаю. Место Джокера в моей киновселенной уже 10 лет без остатка заполнено Леджером, но кто знает…
P.S. Почему Филлипс во время рекламной компании так часто упоминал "Таксиста" Скорсезе? Артур Флек никого не спасает, только себя любимого, в отличие от Треэвиса Бикла. А вот Феникс спасает, в другой роли, в ленте "Тебя никогда здесь не было". У Филлипса так все перемешалось в голове?
Автор: Constance   (всего рецензий: 74, средняя оценка: 9.2)
06.10.2019
Просмотров: 2274
Оценка читателей: 9,41 из 10 (голосов 17)
gif for dzen
Подписывайтесь на канал KinoNews.ru в Яндекс.Дзен, чтобы оперативно следить за нашими новостями.


Всего комментариев: 129
Constance (Киноакадемик), постов: 15168
7 октября 2019, 0:09
Аватарка пользователя Constance
Больше 7 лет на сайте
7
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Mr Ma писал(а) 6 октября 2019, 23:59
А так и есть Феникс замечательно сыграл умственную деградацию. Помните момент Джокер сидит на стендапе, слушает шутки, все смеются, а он не понимает смысла шуток и начинает смеяться только вслед за всеми?
Ключевые слова "вслед за всеми"! Он рад при первой же возможности раствориться и присоединиться.
А "правильный" Джокер - одиночка, который всегда в оппозиции, хотя бы потому, что из взаимодействия противоположностей рождается движение, а он созерцательно стоять на месте не умеет.

Mr Ma (Киноман), постов: 4614
7 октября 2019, 0:04
Аватарка пользователя Mr Ma
Больше 9 лет на сайте
9
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Mr Ma писал(а) 6 октября 2019, 23:59
А так и есть Феникс замечательно сыграл умственную деградацию. Помните момент Джокер сидит на стендапе, слушает шутки, все смеются, а он не понимает смысла шуток и начинает смеяться только вслед за всеми?
В деградирующих людях всегда пустота. Нет мыслительного процесса, одно слепое повиновение спонтанным эмоциям и инстинктам. Был такой фильм с Сергеем Шакуровым где он играл алкоголика, разговаривающего с собакой, так там показано тоже самое пустота деградации

Mr Ma (Киноман), постов: 4614
6 октября 2019, 23:59
Аватарка пользователя Mr Ma
Больше 9 лет на сайте
9
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Constance писал(а) 6 октября 2019, 23:43
У меня такое чувство, что за маской Артура Флека пустота, гулкая пустота. Возможно, именно в этом прелесть персонажа Феникса, но этим он и проигрывает Джокеру Леджера - за его маской тайны тайн и интриги ...
А так и есть Феникс замечательно сыграл умственную деградацию. Помните момент Джокер сидит на стендапе, слушает шутки, все смеются, а он не понимает смысла шуток и начинает смеяться только вслед за всеми?

Constance (Киноакадемик), постов: 15168
6 октября 2019, 23:43
Аватарка пользователя Constance
Больше 7 лет на сайте
7
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Mr Ma писал(а) 6 октября 2019, 23:29
Рецензия удачно дополняет рецензию Steve Austin-а. У меня мнение, что в личность Джокера Феникса намеренно напихали всех кинопсихов Голливуда, поэтому все это смотрится довольно уныло. Садист никогда не ...
У меня такое чувство, что за маской Артура Флека пустота, гулкая пустота. Возможно, именно в этом прелесть персонажа Феникса, но этим он и проигрывает Джокеру Леджера - за его маской тайны тайн и интриги интриг.

brune (Зам. Главы Киноакадемии), постов: 22366
6 октября 2019, 23:41
Аватарка пользователя brune
Больше 11 лет на сайте
11
Звезда сайта 2019 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Да, да, все верно

Mr Ma (Киноман), постов: 4614
6 октября 2019, 23:29
Аватарка пользователя Mr Ma
Больше 9 лет на сайте
9
Бронзовый рецензент (средний балл рецензий между 7 и 7,99)
Рецензия удачно дополняет рецензию Steve Austin-а. У меня мнение, что в личность Джокера Феникса намеренно напихали всех кинопсихов Голливуда, поэтому все это смотрится довольно уныло. Садист никогда не станет мазохистом, а здесь все намешали в винегрет.

SпартаK (Критик), постов: 4483
6 октября 2019, 20:46
Аватарка пользователя SпартаK
Больше 10 лет на сайте
10
SпартаK писал(а) 6 октября 2019, 20:45
кстати,а какое настоящее имя Джокера Леджера ?
или даже в комиксах имени нет ?

SпартаK (Критик), постов: 4483
6 октября 2019, 20:45
Аватарка пользователя SпартаK
Больше 10 лет на сайте
10
кстати,а какое настоящее имя Джокера Леджера ?

Mateas (Критик), постов: 9889
6 октября 2019, 20:36
Аватарка пользователя Mateas
Больше 10 лет на сайте
10
Серебряный рецензент (средний балл рецензий между 8 и 8,99)
Ну, справедливости ради надо сказать, что Джокер в комиксных канонах был много раз деанонимизирован.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.



Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Гранд Отель
Год выхода: 1932
Страна: США
Жанр:драма, мелодрама
Режиссер:Эдмунд Гулдинг
В главных ролях:Грета Гарбо, Джоан Кроуфорд
Самые обсуждаемые материалы
Студия Warner Bros. представила первый трейлер
Комментарии (234)
Звезды кино отмечают победу Джо Байдена
Комментарии (112)
Актриса не будет больше участвовать в эротических сценах
Комментарии (65)
Награждения
Наши рекорды
Наверх
Вниз