Интернет-магазин Funko POP: Оригинальные фигурки из любимых игр
Джонни СильверхендЭллиСара РайдерЛара КрофтГеральтЛют и НавируСаб-Зиро
1290 руб.
1470 руб.
1240 руб.
1190 руб.
1290 руб.
1290 руб.
1190 руб.
Меню сайта
На главную страницу

Ностальгия
Год выхода:1983
Жанр:драма
Страна:Италия, СССР
Рейтинг:7.43

Рецензия к фильму "Ностальгия" от Basil

Они не хотят…

….Каждый раз, когда я хочу зайти в воду с горящей свечей, они прогоняют меня, говорят, что я – сумасшедший…

Я свеча, я сгорел на пиру.

Пап, это и есть конец света?

Фильм Андрея Тарковского «Ностальгия», наверное можно так сказать, самый сдержанный в плане эмоционального напряжения, чем-то близкий к «Солярису» фильм. Возможно, по таким моментам, как тишина в кадре, планы, выхваченные камерой, и… застывшие, словно говоря о чем-то, они длятся долго, камера приближается, удаляется, словно автор хочет немного поразмышлять, помедитировать в том пространстве, в которое падает свет, в которое падает вода или струится пар… Само пространство подчинено медитации – покрытое туманом поле в местечке Валь-д’Орча, монастырь в Тоскане, гостиничный номер, бассейн, разрушенный дом, пустая площадь… «Не нужны мне ваши красоты» - говорит в начале фильма герой Янковского, который играет главную роль, но все же устремляется в туман, туда, где может быть на самом деле его дом, но там – лишь монастырь с фресками Пьеро делла Франческа… Взгляд, запечатленный на фреске монастыря, будет словно отражение, преследовать героя Янковского во взглядах близких для писателя людей, он будет появляться отражением в зеркале, во взгляде ребенка, он будет путеводной нитью в этом фильме, в каждой части которого, словно подстрочником идет размышление о том, что большинство людей не способно понять мир, который не вписывается в некий, возможно, церковный, канон – очищение, рождение ребенка, конец света… Возможно, мир «Ностальгии», это мир после… И незаметно, словно маленькое насекомое, из далекого деревенского, точнее дачного гула появляется хриплый, сдавленный крик, крик, словно желающий разбудить меня, зрителя, чтобы я встал и попробовал пройти через очищение, чтобы вновь обрести любовь… Но, нужно ли это делать, если у меня есть память, воспоминания, и у меня просто не выйдет, вот так, легко пройти этот путь… Хотя, сказано в Писании, что крест мой легок… Но разве можно воспринимать эти слова буквально… "Дочери Вдохновения непричастны к ней, и, стало быть, это лишь пустая мертвая форма." Как и в «Сталкере» присутствует та же многоплановость, так же очень красивые медитативные кадры, очень во многом схожа сюжетная линия, когда главный герой оказывается на запретной территории… Но общее ощущение от «Ностальгии» более спокойное, здесь меньше разговоров, в основном, картины, картины, картины... Операторская работа настолько совершенна, что постоянно возникает ощущение присутствия в пространстве самого зрителя, словно режиссер, актеры и зритель смотрят друг на друга из-за поверхности зеркала, свет которого отражается в стеклянном зрачке кинокамеры… как в картинах Леонардо, свет проходит сложный путь, чтобы попасть в сердце зрителя… Более того, кадры очень музыкальны, вся картинка словно ностальгические мотивы Дебюсси, в его лучших, печальных работах, которые как ни странно, звучат в русской народной песне «Ой кумушки, кумитеся»…

Янковский здесь играет русского писателя Андрея Горчакова, который приехал в Италию изучать биографию русского композитора XVIII века Павла Сосновского, но его путешествие значительно обширнее – во многом он напоминает Улисса, Улисса Джойса и Ангелопулоса, путешествующего больше в своих воспоминаниях и снах, где каждая сцена словно создана для размышления, где реальность может ограничится комнатой в гостинице, которая скорее напоминает некую границу между реальным и воображаемым… Еще по внешнему виду он почему-то напоминает для меня великого русского поэта Велимира Хлебникова, как его описывал один современник стоящим в пальто с краюхой хлеба для птичек у дороги… Только Янковский здесь стоит по колено в воде и со стаканом красного вина… Для себя… Озорной Маллиган…

Спутница Горчакова - Евгения (Домициана Джордано) играет роль переводчицы, но является ли она реальным персонажем картины, на мой взгляд, сказать сложно. Как и в «Солярисе», многое из того, что происходит в кадре, больше напоминает иллюзию, сон, или воспоминание Горчакова. Возникает ощущение, что Янковский ведет диалог с ангелом, неким потусторонним посланником, проводником в лице Евгении…а может, в лице ребенка, который наблюдает за ним в бассейне.... Но он всего лишь проводник, наблюдатель... Он не может понять тоску Горчакова по своему дому, тому прошлому, некой точке в пространстве, в которой сходятся его чувства, тому образу, к которому можно прикоснуться хотя бы во снах… Очень многое говорит о том, что Евгения – несколько иная сущность – ее волосы, списанные с работ прерафаэлитов, ее монологи, в которых чувствуется желание понять Горчакова, ее стремление вызвать в нем любовь к себе… И здесь Тарковский мягко выводит одну из основных тем этого фильма – более сложный, многоплановый, наполненный знаками, и образами, мир Горчакова мягко противостоит более поверхностному, плохо понимающему образность русского языка, миру Евгении… Горчакову не хочется смотреть на великолепные фрески, общаться с людьми, или проводниками, которые встречаются на его пути, будь то таксист, или владелица гостиницы, где он остановился…

Вот кто-то с горочки спустился… напевает Горчаков, иронизируя над тем, возможно ли понять даже музыку другой культуры…

Вопросы, которые словно сам себе задает писатель, сложнее картинки на экране, картинка словно сопровождает текст, из-за чего можно сказать, что этот фильм в некотором смысле литературен, духовный поиск – это лишь внешняя форма, повод, ведь за личностью Сосновского, письма которого исследует Горчаков, стоит реальный композитор Максим Березовский, произведения которого наполнены той священной красотой, той картиной, на фоне которой разворачивается действие. Эти картины как раз и являются тем самым лейтмотивом, за которым следует взгляд камеры, взгляд режиссера, и герой Янковского, который, словно заглядывая в свой дневник памяти, видит вокруг не темные залы итальянских гостиниц и учреждений, а что-то родное, знакомое из своего, родного мира… В фильме есть несколько сильных, напряженных моментов, связанные с утратой близких людей, одиночества, и единственный персонаж, к которому Горчаков испытывает симпатию – это Доменико, местный сумасшедший, который так же живет в своем, отдельном мире, словно в зеркале, отраженном в воображении Горчакова - мир Доменико так же полон знаками и воспоминаниями, в нем так же звучит музыка, только Бетховена, так похожего здесь на Березовского… Довольно символична встреча Доменико и Горчакова – в кадре Евгения и Горчаков, а за кадром - Доменико, позади Горчакова и Евгении – стена с тремя окнами, но под ними только две двери, дверь есть за Горчаковым, дверь есть за Евгенией, но третьей двери нету… Этот кадр очень сильно напомнил мне короткий фильм Шванкмайера «Бах, фантазия в соль миноре», где раскрывается тема дверей, дверных замков, невозможность проникнуть за грани этих дверей, за грань кадра, за грань текста… Но при этом эти ограничения по-своему музыкальны. Они хранят свои тайны и рассказывают о времени, проведенном взаперти…

Зои, Зои, где ты?...

Одиночество…

1+1=1

Месса папы Марцеллия…

Любезный сударь мой Петр Николаевич. Вот уже два года как я в Италии. Два года важнейших для меня, как в отношении моего ремесла, так и в житейском смысле. Сегодняшней ночью мне приснился мучительный сон. Мне снилось, что я должен поставить большую оперу... в домашнем театре графа, моего барина. Первый акт шел в большом парке, где были расставлены статуи, их изображали обнаженные люди, выбеленные мелом, вынужденные во время всего действия стоять без движения на постаменте. Я тоже исполнял роль одной из статуй. Я не смел шелохнуться, ибо знал, что буду строго наказан. Ведь за нами наблюдал сам наш барин… Я чувствовал, как холод поднимался по ногам моим, упирающимся в ледяной мрамор пьедестала… Осенние листья ложились на мою воздетую к небесам руку, и я, казалось, совершенно окаменел. А когда, уже совсем обессилев, я почувствовал, что вот-вот упаду, я в ужасе проснулся, ибо догадался, что это был не сон, а правда моей горькой жизни… Я мог бы попытаться не возвращаться в Россию, но лишь помысел об этом убивает меня, ибо мысль, что я не увижу больше родной деревни, милых берез, не смогу более вдохнуть в грудь воздуха детства, для меня невыносима…

Низко кланяюсь тебе
Твой бедный покинутый друг
Павел Сосновский.

Посмотри в зеркало.
Автор: Basil   (всего рецензий: 26, средняя оценка: 9.05)
04.01.2017
Просмотров: 5332
Оценка читателей: 10 из 10 (голосов 4)
gif for dzen
Подписывайтесь на канал KinoNews.ru в Яндекс.Дзен, чтобы оперативно следить за нашими новостями.



Всего комментариев: 9
George (Киноакадемик), постов: 8355
6 января 2017, 20:28
Аватарка пользователя George
Больше 4 лет на сайте
4
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Constance писал(а) 6 января 2017, 20:08
"...в независимости..." я бы написала лучше "вне зависимости"))))))))))))))))))
Спасибо что поправила!)) В 2 часа ночи я как-то позабыл о некоторых правилах русского языка)))

Никита (Критик), постов: 1144
6 января 2017, 20:14
Аватарка пользователя Никита
Constance писал(а) 6 января 2017, 20:08
"...в независимости..." я бы написала лучше "вне зависимости"))))))))))))))))))
Не смертельно)

Сейчас на сайтеConstance (Киноакадемик), постов: 15032
6 января 2017, 20:08
Аватарка пользователя Constance
Больше 7 лет на сайте
7
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
George писал(а) 6 января 2017, 2:08
Хороший "модернисткий" текст с "потоком сознания", а также интертекстуальностью. Главное, что выбран фильм Тарковского, анализ которого крайне сложен! Долго можно дискутировать по поводу ...
"...в независимости..." я бы написала лучше "вне зависимости"))))))))))))))))))

George (Киноакадемик), постов: 8355
6 января 2017, 2:08
Аватарка пользователя George
Больше 4 лет на сайте
4
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Хороший "модернисткий" текст с "потоком сознания", а также интертекстуальностью. Главное, что выбран фильм Тарковского, анализ которого крайне сложен! Долго можно дискутировать по поводу этого фильма (он прекрасен, как и все фильмы Тарковского, но лучшим его не назову). И достаточно много смыслов укладывается в слово "Ностальгия" - это и тоска по родине и извечная тема режиссёра, связанная с богоискательством. Ностальгия по утраченной духовности, вере, и самому Богу (вселяется чувство, что он существовал на самом деле, но ещё до твоего рождения и вообще рождения человечества). Это необъяснимо, но чувствуется. Картины Тарковского, при их медитативной красоте, играют и на чувствах и интеллектуальном восприятии различных символов, которые закодированы в культурных архетипах (в основном через архитектуру, живопись - вообще предметную среду). Главное, что допустимо множество личных трактовок, ведь готовое произведение живёт в независимости от своего автора!

Сейчас на сайтеConstance (Киноакадемик), постов: 15032
4 января 2017, 23:13
Аватарка пользователя Constance
Больше 7 лет на сайте
7
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Basil писал(а) 4 января 2017, 23:11
Я просто тиран какой-то, выходит)
Пиши дальше, тиран!

Basil (Зритель), постов: 117
4 января 2017, 23:11
Аватарка пользователя Basil
Больше 3 лет на сайте
3
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Я просто тиран какой-то, выходит)

Сейчас на сайтеConstance (Киноакадемик), постов: 15032
4 января 2017, 23:05
Аватарка пользователя Constance
Больше 7 лет на сайте
7
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Basil писал(а) 4 января 2017, 23:02
Хорошо вышло? Я старался поменьше своего, побольше из кино и книг...
Вышло хорошо, но имей ввиду, что не любой читатель осилит такую концентрацию всего, кто-то поленится до конца читать. Надо беречь своих потенциальных поклонников.

Basil (Зритель), постов: 117
4 января 2017, 23:02
Аватарка пользователя Basil
Больше 3 лет на сайте
3
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Хорошо вышло? Я старался поменьше своего, побольше из кино и книг...

Сейчас на сайтеConstance (Киноакадемик), постов: 15032
4 января 2017, 22:54
Аватарка пользователя Constance
Больше 7 лет на сайте
7
Звезда сайта 2017 года
Дружелюбный (дружит с 10 и более пользователями сайта)
Золотой рецензент (средний балл рецензий 9 или выше)
Помедитировала вместе с твоим энергетическим выбросом!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
Зарегистируйтесь или введите свой ник и пароль.



Реклама
Лауреат премии Оскар
Постер к фильму Язык нежности
Год выхода: 1983
Страна: США
Жанр:драма, комедия
Режиссер:Джеймс Л. Брукс
В главных ролях:Джек Николсон, Денни ДеВито
Самые обсуждаемые материалы
Режиссер указал на невозможность съемок в условиях пандемии
Комментарии (83)
Фильм может покинуть прокат и уйти в стриминг
Комментарии (64)
Кэтлин Кеннеди отреагировала на комментарии актера о расизме
Комментарии (63)
Награждения
Наши рекорды
Наверх
Вниз